Метки сообщений ‘Слово’

УРА! К НАМ ШЛЮТ И СЛОНИХУ!

Автор: Ходжа Насреддин

Известно, что в войске Тимурленга были слоны и что в битве под Анкарой он пустил их в дело. Одного из этих слонов отправили на кормление в деревню, где жил ходжа. Слон дочиста истребил все посевы, какие были в деревне. Тогда крестьяне, предводимые ходжой, пошли жаловаться Тимурленгу. Однако из страха перед тираном сперва один, потом другой поотстали, и, когда ходжа должен был идти к Тимурленгу, он увидел, что около него никого больше нет. «Ах вы, трусы! – подумал ходжа.- Ну уж я вам покажу, как меня обманывать!»

Тимурленг спросил у него, зачем он пожаловал, и ходжа объяснил.

- Ты определил к нам в деревню погостить одного из своих дворцовых слонов; так вот крестьяне, твои покорные рабы, прислали меня к тебе и просят принять от них благодарность за проявление милости. Только у бедняжки слона на чужбине нет товарища, который делил бы с ним одиночество, и от жалобных воплей его сердца наши обливаются кровью. Крестьяне прибыли сюда вместе со мной, однако не осмелились предстать пред твои очи и ждут там, чтобы я возвестил им радостную весть. Если ты признаешь нас своими искренне преданными тебе подданными, наша признательность к тебе пребудет до страшного суда.

Тимурленг очень обрадовался, пожаловал ходже халат и осыпал его милостями и дарами, а крестьянам послал одну только благодарность па словах. И немедленно повелел Тимурленг, чтобы в деревню ходжи отправлена была еще самка слона. Ходжа, радуясь, что не только избавился от опасности, которая ему угрожала, а еще удостоился наград, вернулся к себе в деревню. Крестьяне обступили ходжу и спрашивают:

- Ну, ну, ходжа, что ты нам принес? Мы ждем от тебя добрых вестей.

Ходжа с гордостью, присущей людям, которые успешно выпутались из беды, воскликнул:

- Ура, к нам шлют еще и слониху!

ПРИЧИНА РАЗВОДА

Автор: Ходжа Насреддин

Вдруг нашего Афанди вызывает судья. Ничего не понимая, мудрец надел белую чалму, новый халат и поспешил явиться в судебное присутствие.

- Послушайте, Насреддин Афанди. Ваша жена подала на развод.

- Всемогущий Аллах! – удивился мудрец.- А что послужило причиной?!

- Жена жалуется, что за две недели вы не произнесли ни единого слова. А в уложении законов сказано: «Немота одного из супругов – причина развода».

- А нет ли среди причин развода болтливости одного из супругов? – спросил Афанди.- Вот уже пятнадцать лет, как я женат. И за все эти пятнадцать лет моя достопочтенная супруга не дала мне и одного раза раскрыть рот, чтобы сказать хоть слово.

ВЫИГРАЛ

Автор: Ходжа Насреддин

Была когда-то, рассказывают, у ходжи Насреддина телка. Ухаживали за ней по очереди: один день он кормит ее да поит, другой – жена.

Вот как-то раз пришла очередь жены задавать телке корм. А у соседей в тот день как раз играли свадьбу, и ей очень хотелось туда пойти.

- Поработай за меня сегодня,- сказала она ходже,- останься дома, покорми телку.

- Давай договоримся так,- сказал Насреддин.- Я останусь дома, а ты мне со свадьбы принесешь угощение. Но только оба все время будем молчать. Кто первый вымолвит слово, тот и пойдет кормить телку.

- Ладно,- согласилась жена.

И пошла на свадьбу. А ходжа остался дома.

И надо же было случиться, что в тот же самый день на городской окраине разбили свой табор цыгане. Цыганки разбрелись по улицам, стали заглядывать туда, сюда, высматривать, что бы стащить. Одна из них подошла к дому ходжи. Постучалась – молчание. Зашла в дом, увидела ходжу. Насреддин – ни слова. Цыганка стала шарить по всем углам, что ни увидит – берет и кладет в свой мешок. Насреддин – молчок. Тогда, не долго думая, она сняла у него с головы тюрбан. Ходжа и это вытерпел.

«Нет,-думал он про себя,-лучше я буду молчать, не то придется идти задавать корм телке».

Цыганка забрала в доме что могла – и была такова.

Тут вернулась жена, принесла ходже угощение. Увидела она, что весь дом разграблен, а у ходжи на голове нет даже тюрбана, и воскликнула:

- Что случилось, ходжа? Куда девались все наши вещи?

- Ага! – закричал в ответ Насреддин.- Ты первая заговорила! Иди вот, корми теперь телку!

НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Автор: Ходжа Насреддин

Однажды учитель спросил у Моллы:

- В каком падеже слово «проза»?

- Это неопределенное наклонение,- ответил Молла. Учитель рассердился:

- Почему ты не выучил урок? Насреддин ответил, заикаясь:

- Учитель, ей-богу, урок я знаю, но я нарочно сказал так…

- Как это нарочно? – спросил учитель.

- Если бы я сказал, что это прошедшее время, то вышла бы длинная история. От этого проклятого времени одним словом не отделаешься – у него есть и повелительное наклонение, и сослагательное, и изъявительное, и страдательный залог, и возвратный, и взаимный, и общий; и мужской род, и женский, и средний; и единственное число, и множественное… А в неопределенном наклонении ничего этого нет. Поэтому я и сказал так, чтобы не затягивать время и напрасно не беспокоить вас.